Станислав Косенков

Заслуженный художник РФ
Я смотрю на пейзажи родной земли глазами Косенкова уже лет сорок, если не больше. И теперь понимаю, что только так и возможно на них смотреть.
Алексей Прасолов

Станислав Степанович Косенков (1941–1993)

Станислав Степанович — выдающийся художник-график, заслуженный художник РСФСР. Родился в селе Рождественка Прохоровского района, ныне Яковлевский район Белгородской области. Читать и рисовать начал с 4 лет. Увлеченность рисованием продолжилась и в школе. В седьмом классе Станислав Косенков принимает участие в конкурсе на лучший рисунок и получает первую премию. По окончании семи классов он поступает в Курское художественное училище, которое заканчивает в 1960 году. После двухлетней работы в Белгородском депо и преподавания в изостудии Дворца пионеров он становится студентом Харьковского художественно-промышленного института. В 1968-1969 годах Косенков сотрудничает с Центрально-Черноземным издательством и создает иллюстрации к детским книгам «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Катюшин дождик» В. Белова, «Невидимки-рыбаки» Н. Козиева. С 1967 по 1969 год С.С. Косенков создает иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Всего к роману он создал сорок листов.В 1970 году становится членом Союза художников СССР. В 1971 году художник снова возвращается к роману и для международной выставки создает еще восемь листов иллюстраций. В следующем году серия пополняется новыми пятнадцатью листами. В 1972-1974 годах С.С. Косенков вновь обращается к классике русской литературы - к творчеству Н.С. Лескова. В 1975 году экспонировались иллюстрации Станислава Степановича к «Воительнице» Н.С. Лескова. С 1972 по 1976 год С.С. Косенков выполняет цикл станковых цветных линогравюр под названием «Детство». Тема возникла первоначально при прочтении повести Е. Дубровина «В ожидании козы». По ее мотивам Станислав Степанович создал в 1973 году серию офортов, проникнутую чувством тревоги за опаленное войной детство. Произведения белгородского художника хранятся в 17 музеях и картинных галереях страны и мира. В том числе в Третьяковской галерее, в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, в музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, в музее Ф. Достоевского в Санкт-Петербурге, в домах-музеях И. Тургенева и Н. Лескова в Орле, Ф. Тютчева в Брянской области... Но самая большая коллекция, осталась на родине Станислава Степановича в Белгороде. Им создано 6,5 тыс. работ. Произведения художника хранятся более чем в 25 музеях, в том числе в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (г. Москва), в Государственной Третьяковской галерее (г. Москва), музее Ф.М. Достоевского (г. Санкт-Петербург), в Белгородском государственном художественном музее и частных коллекциях. Ушел из жизни Станислав Степанович в 1993 году.

Памятник

Се, в бронзе замер ты, провидец Косенков,

в прозябшем свитерке на улице Попова —

Рождественки росток, остудою секом, —

на ход земной отсель глядеть всегда и снова.


По левую — базар, по правую — собор,

завязаны узлом в душе иль свет, иль темь их.

Но русский лишь тому понятен разговор,

кто в русском поле сам — и борозда, и лемех.


Нет, весь не умер ты! Сказали: стань и славь,

и ты взошел на столп — всецелая награда —

вознесен на века, как орден, Станислав,

близ Огненной дуги, на грудь у Бела града.


Пусть бражники нальют тому, кто недобрал,

пусть слабые, боясь, забудутся в постели.

А столпнику — стоять. Предтечею добра.

И вслушиваться в звук свиридовской метели.

Станислав Минаков

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website